Информация

Документы

Сведения о специально оборудованных учебных кабинетах

Адрес Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы Приспособленность помещений для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
302038, Орловская область, г. Орёл, ул. Раздольная, д. 105, пом. 5 Кабинет № 301 «Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа. Учебный зал судебных заседаний. Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная аудитория для выполнения курсовых работ. Кабинет для самостоятельной работы обучающихся. Лаборатория, оборудованная для проведения занятий по криминалистике. Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций» Тематические стенды; ученические столы и стулья, доска, экран; проектор; персональный компьютер; аудиосистема; электронная доска, шахматы, демонстрационная шахматная доска Приспособлено. Оборудованные места для студентов-инвалидов по каждому виду нарушений здоровья с персональными компьютерами; звукоусиливающая аппаратура, мультимедийные средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями слуха; брайлевская компьютерная техника, электронные лупы, видеоувеличители, программы невизуального доступа к информации, программы-синтезаторы речи для приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями зрения; компьютерная техника со специальным программным обеспечением, альтернативные устройства ввода информации для приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата


Сведения о приспособленных объектах для проведения практических занятий

Адрес Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы Приспособленность помещений для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
302038, Орловская область, г. Орёл, ул. Раздольная, д. 105, пом. 5 Кабинет № 301 «Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа. Учебный зал судебных заседаний. Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная аудитория для выполнения курсовых работ. Кабинет для самостоятельной работы обучающихся. Лаборатория, оборудованная для проведения занятий по криминалистике. Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций» Тематические стенды; ученические столы и стулья, доска, экран; проектор; персональный компьютер; аудиосистема; электронная доска, шахматы, демонстрационная шахматная доска Приспособлено. Оборудованные места для студентов-инвалидов по каждому виду нарушений здоровья с персональными компьютерами; звукоусиливающая аппаратура, мультимедийные средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями слуха; брайлевская компьютерная техника, электронные лупы, видеоувеличители, программы невизуального доступа к информации, программы-синтезаторы речи для приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями зрения; компьютерная техника со специальным программным обеспечением, альтернативные устройства ввода информации для приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата


Сведения о наличии библиотек

Вид помещения Адрес местонахождения объекта Площадь Количество мест Приспособленность для использования инвалидами
и лицами
с ограниченными возможностями здоровья
purposeLibr Информационно-библиотечный центр Орловская область, г. Орёл, ул. Раздольная, д. 105, пом. 5 227,1 кв. м 64 Не приспособлен. Информационно-библиотечный центр, приспособленный для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья отсутствует.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе оснащение средствами обучения и воспитания, в Воронежском экономико-правовом институте соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, иным государственным и местным нормам.

В соответствии со ст. 2, п. 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», средства обучения и воспитания – это приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Обучающимся (студентам, слушателям) Воронежского экономико-правового института, осваивающим основные профессиональные образовательные программы в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания – бесплатно.

Средствами обучения и воспитания в АНОО ВО «ВЭПИ» выступают:

Печатные (учебники, учебные и методические пособия, графики, таблицы, раздаточный материал).

Наглядные плоскостные (плакаты, схемы, доски аудиторные, магнитные доски).

Демонстрационные (макеты, стенды, модели).

Приборы и оборудование для проведения лабораторных работ.

Технические средства и компьютерные системы обучения:

Технические средства предъявления информации (компьютеры, мультимедиа проекторы, экраны, диапроекторы, аудиосистемы, визуальные и аудиовизуальные системы, видеофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).

Технические средства контроля (компьютерные контролирующие программы, тесты).

Технические средства управления обучением (компьютерная техника, компьютерные сети, программное обеспечение).

Вспомогательные компьютерные учебные средства (электронные учебники и учебные пособия, специализированные программы).

Интернет.

Тренажеры и спортивное оборудование (спортивные снаряды, мячи и т.п.).

Воспитание профессионально грамотного специалиста, развитого в правовом отношении гражданина, патриота Родины и нравственного человека осуществляется с помощью следующих средств:

Официальный сайт института.

Многотиражная газета института «Ступор».

Институтское студенческое радио.

Факультетские стенные газеты.

Группы в соцсетях.

Воспитательные мероприятия во время учебного процесса.

Воспитание студентов преподавателями и сотрудниками на собственном примере.

Воспитательные мероприятия во внеучебное время. Воспитательными мероприятиями во внеучебное время в институте занимается подразделение проректора по воспитательной работе.

В образовательном процессе Воронежский экономико-правовой институт использует следующие средства обучения и воспитания:

1. Приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь

Вид материального объекта Кол-во, комплект

2. Инструменты (в том числе музыкальные)

Вид материального объекта Кол-во, комплект

3. Учебно-наглядные пособия

Вид материального объекта Кол-во, комплект

4. Компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства

Вид материального объекта Кол-во, комплект

5. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы

Электронно-библиотечная система АНОО ВО "ВЭПИ"

Электронно-библиотечная система Института - это информационная система, предназнченная для накопления, хранения и использования электронных документов. Основная цель ЭБС Института - формирование структурированных электронных ресурсов библиотеки в помощь учебно-воспитательному и научному процессам и обеспечение их доступности всем категориям пользователей как основы для развития единого информационного пространства института.

Периодические издания

База данных электронных журналов (http://www.iprbookshop.ru/6951.html)


6. Иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности

Вид материального объекта Кол-во, комплект

Номер телефона горячей линии для обращения по вопросам дистанционного обучения в АНОО ВО "ВЭПИ" и филиалах: 8-800-700-74-89, адрес электронной почты: hotline.vepi@yandex.ru

Электронная информационно-образовательная среда АНОО ВО «ВЭПИ» обеспечивает:

Положение «Об электронной информационно-образовательной среде АНОО ВО «ВЭПИ» - ссылка
Навигационная инструкция по пользованию ЭИОС - ссылка
Памятка по проведению компьютерного тестирования в рамках промежуточной аттестации в АНОО ВО «ВЭПИ» и филиалах - ссылка
Доступ к образовательному порталу - ссылка

Доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, и к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, содержащим электронные учебно-методические материалы, указанным в рабочих программах, в том числе к онлайн-курсам
Доступ к учебным планам - ссылка
Доступ к рабочим программам дисциплин (модулей) - ссылка
Доступ к программам практик - ссылка
Доступ к онлайн-курсам - ссылка
Доступ к изданиям ЭБС «ЮРАЙТ» - ссылка
Доступ к изданиям ЭБС«Znanium» - ссылка
Доступ к электронному каталогу АНОО ВО «ВЭПИ» - ссылка
Доступ к базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах учебных предметов, курсов и дисциплин (модулей) для образовательных программ среднего профессионального и образовательных программ высшего образования - ссылка
Доступ к государственным информационным системам, представляющим обработку персональных данных обучающихся, создаваемым, модернизируемым и эксплуатируемым для реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий - ссылка

Фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения
Фиксация хода образовательного процесса (расписание учебных занятий) - ссылка
Результаты промежуточной аттестации (электронная зачетная книжка) - ссылка
Результаты освоения образовательной программы - ссылка

Проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Реализация образовательных программ частично предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
Сервис «Курсы» Образовательного портала АНОО ВО «ВЭПИ» - ссылка
Программный продукт "Контур.Толк"

Формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса
Формирование электронного портфолио обучающегося - ссылка
Сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы - ссылка

Взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и/или асинхронное взаимодействия посредством сети «Интернет»
Средствами образовательного портала - ссылка
Раздел «Вопрос-Ответ» на официальном сайте Института - ссылка

Средства информационно-коммуникационных технологий:
- Автоматизированные системы управления учебным процессом (Деканат, Планы, Рабочие планы дисциплин, Нагрузка, Электронные ведомости);
- Система электронного документооборота и управления учебным процессом (1С Университет);
- Интернет-расширение информационной системы (Личные кабинет преподавателя и обучающегося, Портфолио, Электронная зачетная книжка, Расписание учебных занятий, Электронная почта);
- Система видеоконференций "Контур.Толк";
- Официальный сайт Института;
- Информация о предоставлении доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - ссылка

Законодательство Российской Федерации:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
5. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования;
6. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
7. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021 № 1802 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
8. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.08.2023 № 1493 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
10. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 06.04.2021 № 245 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
11. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 19.11.2013 № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)».

Наименование Количество
Наличие в образовательной организации электронной информационно-образовательной среды Да
Наличие собственных электронных образовательных и информационных ресурсов 1
Наличие сторонних электронных образовательных и информационных ресурсов 6
Наличие базы данных электронного каталога 1

В настоящее время в учебном процессе задействовано следующее компьютерное и специализированное оборудование:

- компьютерные классы и учебные серверы;

- комплекты презентационного оборудования;

- стационарные и мобильные интерактивные комплекты;

- виртуальные серверы для студенческих лабораторных задач;

- выделенные серверы для студенческих экспериментов;

- лаборатория для проведения учебной, производственной и преддипломной практик, оснащенная всем современным оборудованием и инструментарием.

Институт полностью укомплектован необходимой для качественной подготовки студентов, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, вычислительной и специализированной техникой, все компьютерные классы подключены к сети Интернет по безлимитной схеме на скорости до 100 Мбит/с, в институте действует беспроводное WiFi-подключение, защищенное паролем от несанкционированного подключения. Все используемое в учебном процессе программное обеспечение либо куплено, либо бесплатно, либо используется в ограниченном для учебного процесса режиме, либо получено по подписке.

Студентам доступно основное программное обеспечение фирмы Microsoft с использованием подписки Dreamspark (Microsoft Windows 7/8, Microsoft Visual Studio 2013 и т.д.), фирмы 1С и др.

Доступ к локальной сети института и Интернет-ресурсам для сотрудников института регламентирован положением об Интернете.

Студенты, в том числе инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеют свободный доступ к Интернет-ресурсам учебного назначения, мировому информационному учебному сообществу, электронным библиотечным системам и другим информационным ресурсам. Учебные лаборатории института предоставляют возможность проведения видеоконференций с другими вузами и работодателями для передачи опыта ведущих специалистов. Аудитории оснащены мультимедийными проекторами, аудио-системой.

Все компьютеры ежегодно модернизируются, типовая конфигурация в настоящее время: Intel Core i3 / 4096 Мб / 500 Гб / 512 Мб.

В институте для осуществления образовательного процесса инвалидов и (или) лиц с ограниченными возможностями здоровья предусморены в наличии специальные технические средства приема-передачи учебной информации (звукоусиливающая аппаратура) в доступных формах с использованием мультимедийного оборудования. На учебных компьютерах установлена операционная система, позволяющая использование специальных возможностей:
- для оптимизации изображения на экране (использование различных высококонтрастных схем);
- для увеличенния размера текста и других элементов экрана;
- для дополнительного увеличения отдельных областей изображения (экранная лупа);
- для альтернативного ввода данных (экранная клавиатура);
- для одновременного нажатия сложных комбинаций клавиш (залипание клавиш).

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе оснащение специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в АНОО ВО «ВЭПИ» и филиалах соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, иным государственным и местным нормам.

Институт полностью укомплектован вычислительной и специализированной техникой, необходимой для качественной подготовки студентов, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, все компьютерные классы подключены к сети Интернет по безлимитной схеме на скорости до 100 Мбит/с, в Институте действует беспроводное WiFi-подключение, защищенное паролем от несанкционированного подключения. Все используемое в учебном процессе программное обеспечение либо куплено, либо бесплатно, либо используется в ограниченном для учебного процесса режиме, либо получено по подписке.

Студентам доступно основное программное обеспечение фирмы Microsoft с использованием подписки Dreamspark (Microsoft Windows 7/8, Microsoft Visual Studio 2013 и т.д.), фирмы 1С и др.

Студенты, в том числе инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеют свободный доступ к Интернет-ресурсам учебного назначения, мировому информационному учебному сообществу, электронным библиотечным системам и другим информационным ресурсам.

В институте для осуществления образовательного процесса инвалидов и (или) лиц с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены в наличии специальные технические средства приема-передачи учебной информации (звукоусиливающая аппаратура) в доступных формах с использованием мультимедийного оборудования. На учебных компьютерах установлена операционная система, позволяющая использование специальных возможностей:

- для оптимизации изображения на экране (использование различных высококонтрастных схем);

- для увеличения размера текста и других элементов экрана;

- для дополнительного увеличения отдельных областей изображения (экранная лупа);

- для альтернативного ввода данных (экранная клавиатура);

- для одновременного нажатия сложных комбинаций клавиш (залипание клавиш).

Обучающиеся-инвалиды и (или) лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на информационно-библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах и различных носителях информации через систему МБА из «Воронежской областной Универсальной научной библиотеки им. И.С. Никитина», с которой заключен договор, а также с электронными версиями для инвалидов в ЭБС «Ай Пи Ар Медиа».

ООО «Ай Пи Эр Медиа» является разработчиком адаптивных технологий и их решения для внедрения инклюзивного образования, обеспечивают подписчикам ЭБС возможность внедрения в своих учебных заведениях методов инклюзивного образования для обучения людей с нарушением зрения в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья (экспертное заключение).

Адаптивные технологии «Ай Пи Эр Медиа» включают:

- Версию сайта для слабовидящих, отвечающую требованиям существующих ГОСТов;

- Эксклюзивный адаптивный ридер (увеличение масштаба текста до 300% - подходит для III группы инвалидности по зрению) для чтения изданий лицами с ограниченными возможностями зрения (тексты размещены в векторном формате, а не картинкой, что позволяет увеличивать текст без потери качества изображения);

- Специальное мобильное приложение WV-reader для лиц с проблемами зрения и полностью незрячих. Это программное обеспечение предоставляет широкие возможности пользователям. Его отличительными возможностями являются:

- адаптированный интерфейс в соответствии с ГОСТом;

- запуск и работа при помощи задания команд, что дает возможность использования приложения даже людям с полной потерей зрения;

- голосовой поиск изданий;

- голосовые ответы на запросы;

- встроенный синтезатор речи, позволяющий слушать найденное издание;

- предоставление доступа к обширной коллекции аудиоизданий – около 2100 аудиокниг издательств «ИДДК», «Альпина Паблишер», «Ардис», «Ай Пи ЭР Медиа»: учебные издания, энциклопедии по разным наукам, словари, справочники, издания для изучения иностранных языков, литература по менеджменту, управлению персоналом, маркетингу, бизнесу, психологии, классическая, художественная литература, произведения школьной программы и т.д.

Так же имеется версия официального сайта для слабовидящих (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями по зрению).

В Филиале АНОО ВО «ВЭПИ» в г. Орёл ведутся работы по созданию необходимых условий для обеспечения доступности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее – МГН) к образовательным услугам.

Продолжается обеспечение доступности прилегающей территории, входных путей, путей перемещения внутри здания; оборудуются санитарно-гигиенические помещения для студентов-инвалидов. Вход в здание филиала будет оборудован специальными съездом, пандусами и поручнями, тактильной плиткой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных категорий граждан с ограниченными возможностями здоровья, входная группа - кнопками-вызовами. При входе на объект будет размещена вывеска с названием и графиком работы организации, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.

В филиале планируется оборудовать: учебный кабинет, санитарно-гигиеническое помещение с расширенными дверными проёмами и кнопкой вызова.

На пути движения внутри здания планируются мнемосхема, эвакуационные направляющие, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне. Пути эвакуации будут оснащены тактильной плиткой.

Адаптированный сайт филиала в сети «Интернет» позволяет получить слабовидящим информацию официального сайта филиала, в том числе раздела «Абитуриенту».

В филиале для осуществления образовательного процесса инвалидов и других МГН имеются специальные технические средства приема-передачи учебной информации (звукоусиливающая аппаратура) в доступных формах с использованием мультимедийного оборудования. На учебных компьютерах установлена операционная система, позволяющая использование специальных возможностей:

- для оптимизации изображения на экране (использование различных высоконтрастных схем);

- для увеличения размера текста и других элементов экрана;

- для дополнительного увеличения отдельных областей изображения (экранная лупа);

- для альтернативного ввода данных (экранная клавиатура);

- для одновременного нажатия сложных комбинаций клавиш (залипание клавиш).

В целях доступности образовательных услуг в филиале организовано:

- наличие работников, на которых возложена административно-распорядительным актом обязанность по оказанию инвалидам помощи при их сопровождении;

- предоставление услуг ассистента, психолога, профориентолога, специалиста по специальным техническим и программным средствам обучения, тьютора, оказывающих обучающимся инвалидам и другим МГН необходимую помощь;

- проведение инструктирования и (или) обучения сотрудников для работы с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг;

- предоставление сменных кресел-колясок;

- наличие индукционных петель;

- предоставление услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков;

- наличие комплекса программ и учебно-методических материалов Электронно-библиотечной системы IPRbooks в формах, адаптированных к ограничениям здоровья;

- наличие мобильного гусеничного лестничного подъемника Т09 «ROBY».

Планируется обеспечить в филиале размещение в доступных для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий, обеспечение допуска на объект собаки-проводника, адаптированную комнату отдыха.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт» (АНОО ВО «ВЭПИ») и филиалы в г. Старый Оскол, г. Липецк, г. Орел, г. Россошь собственного общежития, интерната не имеют, в связи с этим отсутствует необходимость в обеспечении беспрепятственного доступа в общежитие, интернат.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт» (АНОО ВО «ВЭПИ») и филиалы в г. Старый Оскол, г. Липецк, г. Орел, г. Россошь собственного общежития, интерната не имеют.

ИНФРАСТРУКТУРА

АЛГОРИТМ СОПРОВОЖДЕНИЯ

Шаг 1. Профориентационная работа на довузовском этапе
- участие в профориентационных мероприятиях, посещение дней «открытых дверей»;
- участие в профориентационном консультировании;
- знакомство с перечнем направлений и специальностей подготовки, перечнем документации и алгоритмом поступления лицами с инвалидностью и ОВЗ;
- знакомство с возможностями инклюзивного образования в АНОО ВО «ВЭПИ» и филиалах;
- ознакомление с информацией о возможных затруднениях при прохождении практики и трудоустройстве (с учетом нозологии нарушения, степени ограничения функций жизнедеятельности и направления подготовки)

Нормативно-правовое и методическое обеспечение этапа:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Рекламные листовки, памятки, буклеты;
- Профориентационный тест;
- Правила и порядок приёма в вуз;
- Информация для абитуриентов на сайте АНОО ВО «ВЭПИ».

Шаг 2. Сбор данных для поступления в Институт
- сбор общего пакета документов для поступления в вуз в соответствии с действующими правилами приема;
- получение медицинского заключения о возможности обучения в Институте абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью по выбранному направлению (специальности): медицинское заключение, соответствующая отметка в ИПР

Нормативно-правовое и методическое обеспечение этапа:
- Копии медицинского заключения;
- Копия Индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Шаг 3. Приемная кампания
- при необходимости создание особых условий и предоставление услуг ассистента для подачи документов в приемную комиссию, в т.ч. копий справок об инвалидности и ИПР;
- создание особых условий для прохождения вступительных испытаний абитуриентам с ОВЗ и инвалидностью.

Нормативно-правовое и методическое обеспечение этапа:
- Правила приема в АНОО ВО «ВЭПИ» и филиалы;
- Правила проведения вступительных испытаний, дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности, аттестационных испытаний при приеме в АНОО ВО «ВЭПИ» и филиалах;
- Заявление на разработку индивидуального образовательного маршрута и создание специальных условий для образования и прохождения практики;
- Информационный лист о возможных затруднениях при прохождении практики и трудоустройстве (с учётом нозологии нарушения);
- Алгоритм поступления в вуз абитуриентов с ОВЗ и инвалидов;
- Рекомендации к заполнению ИПР.

Шаг 4. Поступление в Институт
- создание условий для образовательной реабилитации, при необходимости – адаптирование образовательной программы и разработка индивидуального образовательного маршрута;
- подписание согласия на обработку персональных данных и получение услуг;
- знакомство с возможностями ресурсного центра и иных структурных подразделений в АНОО ВО «ВЭПИ» и филиалах в сопровождении образовательного процесса.

Нормативно-правовое и методическое обеспечение этапа:
- Заявление на разработку индивидуального образовательного контента и создание специальных условий для образования и прохождения практики;
- Согласие на обработку персональных данных.

Шаг 5. Адаптация к Институту
- консультирование по вопросам преодоления трудностей обучения и профилактике академических рисков у студентов с ОВЗ и инвалидностью;
- прохождение курса «Введение в учебную деятельность», предусматривающего овладение адаптивными технологиями инклюзивного образования – заполнение анкеты по оценке первичной адаптации к вузу;

Нормативно-правовое и методическое обеспечение этапа:
- Аналитическая справка о поступившем контингенте студентов;
- Методические рекомендации Институту, факультету, кафедрам;
- Психолого-педагогические рекомендации преподавателям, обучающим студентов с ОВЗ;
- Анкета для оценки первичной адаптации студента с ОВЗ;
- Результаты первичной адаптации студентов с ОВЗ к вузу.

Шаг 6. Сопровождение в процессе обучения
- возможность обучения по адаптированным программам и в специально созданных условиях по учебным предметам;
- участие в культурно-массовых, творческих и внеучебных мероприятиях;
- занятия адаптивной физической культурой;
- представление запроса на услуги по инклюзивному образованию;
- возможность получения дополнительных услуг по углублённой диагностике психофизического состояния, познавательного и личностного развития.

Нормативно-правовое и методическое обеспечение этапа:
- Индивидуальный учебный план при необходимости индивидуального образовательного маршрута;
- Перечень рекомендаций к составлению адаптированных программ и организации специальных условий по освоению учебных предметов;
- План культурно-массовых, творческих и внеучебных мероприятий;
- Индивидуальные рабочие программы в зависимости от нозологии;
- Журнал аттестации групп;
- Зачётно-экзаменационные ведомости;
- Перечень диагностического инструментария для проведения углублённой диагностики психофизического состояния, познавательного и личностного развития и представления её результатов.

Шаг 7. Прохождение практик
- определение индивидуальных вариантов прохождения практики с учетом противопоказаний к занятию отдельными видами профессиональной деятельности и гигиеническим требованиям к условиям труда инвалидов;
- возможность альтернативного прохождения практики (например, практика на базе кафедр АНОО ВО «ВЭПИ»);
- получение информации о базах прохождения практик;
- предоставление возможности выбора базы практики с перспективой последующего трудоустройства.

Нормативно-правовое и методическое обеспечение этапа:
- Санитарные правила СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.12.2020 № 40);
- Методические рекомендации руководителям практик по сопровождению практики лиц с ОВЗ;
- Методические рекомендации работодателям по сопровождению практики лиц с ОВЗ;
- Портфолио студента с ОВЗ;
- Перечень баз практик.

Шаг 8. Профессиональная ориентация и содействие трудоустройству
- получение консультаций по вопросам профессионального самоопределения и закрепления на рабочем месте;
- содействие поиску вакансий и трудоустройству выпускника с инвалидностью и ОВЗ;
- получение помощи в трудоустройстве.

Нормативно-правовое и методическое обеспечение этапа:
- Санитарные правила СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.12.2020 № 40);
- Банк данных об организациях и ассоциациях по содействию в трудоустройстве выпускникам с ОВЗ.

Методические рекомендации по созданию специальных условий обучения для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)

Особые образовательные потребности:

Категория обучающихся с НОДА неоднородна по составу в связи с различным характером проявления двигательных нарушений. Среди обучающихся с НОДА выделяют маломобильных (характеризуются тем, что не удерживают или с трудом удерживают вертикальное положение и могут передвигаться только в коляске), испытывающих трудности передвижения (отмечается дефектная походка, нередко передвижение возможно с использованием ортопедических приспособлений: костыли, трости, ходунки и т.д.), передвигающихся самостоятельно, но имеющих поражения верхних конечностей, и обучающихся с ДЦП, передвигающихся самостоятельно (с выраженными нарушениями речи и общей моторной неловкостью).

Самую многочисленную группу среди тех, кто относится к категории лиц с нарушениями опорно-двигательного нарушения, составляют люди с ДЦП.

Для нарушений функций НОДА характерны такие особенности двигательной сферы, как гиподинамия (ограничение двигательной активности и снижение силы сокращения мышц) и гипокинезия (понижение двигательной активности и замедленность движений), которые могут негативно влиять на общее состояние отдельных органов и систем, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной, снижать сопротивляемость организма к различным заболеваниям и работоспособности, способствовать повышению утомляемости.

Помимо перечисленных особенностей двигательной сферы у лиц с НОДА могут проявляться особенности психической деятельности, которые следует учитывать в образовательном процессе. К ним относятся снижение объема оперативной памяти, частичное блокирование мыслительных процессов во время письма или разговора, быстрая утомляемость и низкая концентрация внимания.

Несмотря на сложную структуру нарушения, у обучающихся с НОДА имеются способности, которые позволяют компенсировать перечисленные выше недостатки и получить образование по выбранному направлению в рамках высшего инклюзивного образования. Такими способностями являются хорошие способности визуализации, творческие мыслительные способности, зрительно-пространственные навыки, наличие скорее целостного, чем аналитического подхода к научению и решению задач.

Все указанные особенности определяют особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями НОДА, заключающиеся в следующем:

- выполнение заданий небольшими шагами;

- необходимость большего времени на первичное ознакомление с учебным материалом;

- использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий);

- индивидуализация обучения;

- наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

- специальное обучение переносу сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды.

Специальные технологии:

Особые образовательные потребности у обучающихся с НОДА определяются особенностями двигательных нарушений и предполагают особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. К специальным технологиям, применяемым в процессе обучения лиц с НОДА, можно отнести:

- соблюдение ортопедического режима (использование ходунков, инвалидных колясок, лифтов и поручней, регулярная смена вертикального и горизонтального положения тела в целях нормализации тонуса мышц спины, сидение в статической позе не более 10-15 минут, сидение с опорой ног на ножную подставку (угол 90°));

- соблюдение эргономического режима и обеспечение архитектурной доступности среды: окружающее пространство, расположение парт в аудитории должны обеспечивать возможность проезда коляски, в здании должны иметься пандусы, поручни, за которые студент может держаться стоя и передвигаться; адаптированные туалеты, лифты;

- использование ПК и специализированных индивидуальных компьютерных средств (специальные клавиатуры, мыши, компьютерная программа «виртуальная клавиатура» и др.);

- возможность применения дистанционных технологий;

- дифференциация заданий с учетом двигательного нарушения и недостаточности зрительно-моторной координации;

- предоставление услуг тьютора /ассистента (помощника).

Методические аспекты образования обучающихся с НОДА заключаются в следующем:

- возможность использовать специальное программное обеспечение и специальное оборудование, предоставляемое инвалидам по линии ФСС и позволяющее компенсировать двигательное нарушение;

- гибкость в управлении процессом обучения;

- использование всех сенсорных модальностей;

- предоставление возможности предкурсового ознакомления с содержанием учебной дисциплины и материалом по курсу за счет размещения информации на корпоративном образовательном портале;

- применение дополнительных средств обучения для лучшего запоминания и повторения;

- опора на определенные и точные понятия;

- использование для иллюстрации конкретных примеров;

- применение вопросов для мониторинга понимания студентами с НОДА изучаемого материала;

- разделение изучаемого материала на небольшие логические блоки;

- увеличение доли конкретного материала и соблюдение принципа от простого к сложному при объяснении материала;

- наличие четкой системы и алгоритма организации самостоятельных работ и проверки заданий с обязательной корректировкой и комментариями в личном кабинете студента на корпоративном образовательном портале;

- увеличение доли методов социальной стимуляции (обращение внимания, апелляция к ограничениям по времени, контактные виды работ, групповые задания и др.) на занятиях.

Методические рекомендации по созданию специальных условий обучения для обучающихся с нарушениями слуха

Особые образовательные потребности:

Лица с нарушениями слуха, использующие слуховые аппараты, представлены двумя основными группами: глухие и слабослышащие. Среди людей со слуховыми проблемами совсем недавно появилась новая и особая группа: обучающиеся с кохлеарными имплантами, которые имеют широкие возможности социализации и инклюзии благодаря их новым слуховым и речевым возможностям. Однако важно учитывать, что речь, воспринимаемая с кохлеарным имплантом (КИ), отличается от восприятия слышащего человека. Даже после длительного использования КИ у большинства обучающихся могут сохраняться трудности восприятия устной речи окружающих.

При глухоте ведущим каналом восприятия в процессе образовательной деятельности является зрительный анализатор. Значительные трудности в грамматическом оформлении речи и общении с помощью устной речи делают ведущей формой повседневного общения дактильную и жестовую речь.

Слабослышащие обучающиеся имеют больше возможностей, чем глухие в использовании устной речи в процессе общения с окружающими и в восприятии речи на слух, однако последнее может быть затруднено, в связи с чем может возникнуть потребность в зрительном подкреплении информации.

Трудности обучающихся с нарушениями слуха, возникающие в процессе обучения, могут быть вызваны особенностями слухового внимания и памяти, недостаточностью словарного запаса и освоения грамматики, ограниченностью общих представлений и затруднениями в понимании речи. У них могут возникать затруднения при самостоятельном образовании путем чтения книг, при восприятии учебного материала на слух, понимания устной речи особенно в шуме или когда нет возможности видеть лицо говорящего человека, при анализе и синтезе воспринимаемого материала, оперировании образами, сопоставлении вновь изученного с изученным ранее. В процессе освоения новых знаний у обучающихся с нарушениями слуха могут отмечаться трудности их включения в имеющуюся у него систему знаний.

Проблемы понимания речи могут быть обусловлены плохими акустическими условиями в аудитории, использованием обучающимся только одного КИ, недостаточной внятностью речи преподавателя и несоблюдением последним правил общения.

В целях доступности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья по слуху все вышеуказанные особенности необходимо учитывать при организации и реализации образовательного процесса и создавать следующие специальные условия:

- максимально минимизировать все возможные шумы в помещении;

- в процессе общения располагаться со стороны слухового аппарата или кохлеарного импланта (если обучающийся носит только один аппарат);

- располагаться лицом к слушающему, причем Ваше лицо должно быть хорошо освещено (недопустимо находиться спиной к окну);

- использовать FM-систему и др. современные технологии для улучшения восприятия устной речи окружающих в затрудненных акустических условиях;

- прежде чем начать говорить с плохослышащим обучающимся необходимо привлечь его внимание;

- говорить интонационно окрашенным голосом нормальной разговорной громкости, в нормальном темпе, четко артикулируя;

- отслеживать реакцию на сказанное плохослышащего обучающегося с целью контроля понимания им предъявляемого устного материала;

- если обучающийся не понял, что Вы ему сказали, попробуйте изменить фразу и сказать ее по-другому, а не повторять ее; акцентируйте внимание на важном с помощью интонации;

- в качестве дополнительных информационных каналов необходимо использовать естественные жесты и мимику, язык телодвижений (пантомимику) и специфические средства – дактилологию и жестовый язык глухих;

- дублировать звуковую справочную информацию о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров; мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

- обеспечить надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации.

Специальные технологии:

Для обучающихся с нарушением слуха специальные технологии призваны облегчить восприятие, понимание речи и использование вербальной информации, мотивировать их к использованию устной речи в ежедневном общении с окружающими, удовлетворить их потребность:

- в слухо-зрительном восприятии речи в различных коммуникативных ситуациях;

- в использовании всех доступных видов коммуникации;

- в активизации всех сторон и видов словесной речи (устная, письменная).

В связи с этим в качестве специальных технологий выступают средства программного и методического обеспечения образовательного процесса, увеличивающие наглядность обучения и активизирующие использование всех доступных видов коммуникации. Необходимость применения специальных технологий обусловлена и тем, что у обучающихся с нарушением слуха на занятиях зрительный канал работает с перегрузкой, причем тем большей, чем сильнее поражены органы слуха. В связи с этим компонентами обучающих технологий являются компьютерные программы и специальное программное обеспечение, дающие возможность наглядно иллюстрировать информацию. Помощь в этом оказывают информационные технологии, предоставляющие мультимедийную среду для изложения и активного восприятия информации. Компьютеризация способствует активизации процесса обучения, позволяет обеспечить дифференцированный подход к обучающимся, интегрированным в общую образовательную среду. Глухие обучающиеся должны иметь возможность пользоваться специализированной программой «Сурдофон», с помощью которой можно переводить речь на жестовый язык, а для обратной связи использовать компьютерный синтезатор речи. Программа позволяет распознать речь собеседника и перевести ее на русский жестовый язык. Набранный текст озвучивается компьютерным синтезатором речи.

Программы «ТЕКСТ В РЕЧЬ»:

1. Govorilka (бесплатно; текст в речь): ссылка

2. Балаболка (бесплатно; текст в речь): ссылка

3. Яндекс.Диктовка (бесплатно; текст в речь; речь в текст; доступно только для мобильных устройств). Можно скачать в Яндекс.Store

4. MSpeech (бесплатно; речь в текст; текст в речь): ссылка

5. imTranslator (текст в речь; онлайн-сервис): ссылка

В качестве специальных технологий может быть использован инновационный сервис видеоудаленного перевода «CloudInterpreter». Приложение позволяет оперативно получить видеоперевод русского жестового языка, используя планшет или компьютер. Для этого необходимо заранее скачать бесплатное приложение (ссылка), и в нужный момент нажать кнопку вызова переводчика. Далее общение с собеседником происходит через переводчика русского жестового языка. Сервис видеоудаленного перевода «CloudInterpreter» представлен на сайте: ссылка

Методические аспекты образования обучающихся с нарушениями слуха заключаются в следующем:

- перенос акцента на наглядные средства преподнесения учебного материала;

- обеспечение возможности работы с печатными изданиями, справочной литературой и словарями;

- наличие системы заданий, обеспечивающих систематизацию вербального материала, его схематизацию, перевод в таблицы, схемы, опорные тексты, глоссарий;

- наличие наглядного сопровождения изучаемого материала (структурно-логические схемы, таблицы, графики, концентрирующие и обобщающие информацию, опорные конспекты, раздаточный материал);

- разделение изучаемого материала на небольшие логические блоки;

- увеличение доли конкретного материала и соблюдение принципа от простого к сложному при объяснении материала;

- наличие четкой системы и алгоритма организации самостоятельных работ и проверки заданий с обязательной корректировкой и комментариями в личном кабинете студента на корпоративном образовательном портале;

- обеспечение практики опережающего чтения, когда обучающиеся заранее знакомятся с материалом и выделяют незнакомые и непонятные слова и фрагменты;

- обеспечение работы со зрительными образами и выделение главного;

- четкое соблюдение алгоритма занятия и заданий для самостоятельной работы (называние темы, постановка цели, сообщение и запись плана, выделение основных понятий и методов их изучения, указание видов деятельности обучающихся и способов проверки усвоения материала, словарная работа);

- обеспечение непрерывной аттестации обучающихся за счет введения предварительной, текущей, промежуточной, итоговой системы контроля знаний с её применением на каждом занятии;

- четкое указание и соблюдение сроков выполнения текущего и промежуточного контроля;

- соблюдение принципов осуществления контроля: соответствие контроля целям обучения; включение заданий теоретического и практического характера; постепенный переход от простых заданий к сложным; балльная оценка заданий в зависимости от уровня сложности; наличие вариантов кейсов заданий; использование заданий на активизацию познавательной деятельности (на сопоставление, поиск недостающей информации, обобщение, систематизацию и др.);

- соблюдение требований к предъявляемым учебным текстам (разбивка текста на части; выделение опорных смысловых пунктов; использование наглядных средств);

- активизация наглядных представлений об изучаемом объекте;

- дозирование применения словесных и наглядных компонентов в учебных сообщениях;

- предоставление возможности соотносить воспринимаемый вербальный материал с графическим;

- комплексное использование письменных и устных средств коммуникации при работе в группе;

- включение обучающихся в групповую деятельность;

- обеспечение системы заданий, формирующих умение представлять и защищать результаты своей работы;

- создание условий для развития способности к организации

- эффективного делового общения;

- сочетание на занятиях всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма) на основе зрительного восприятия лица говорящего.

Методические рекомендации по созданию специальных условий обучения для обучающихся с нарушениями зрения

Особые образовательные потребности:

Нарушения зрения представлены двумя нозологическими группами – слепота и слабовидение. Слепые (незрячие) принципиально не способны к полному и точному зрительному восприятию информации, важную роль в их познании окружающего играют осязательный тип восприятия и слух. У слабовидящих ведущим в восприятии окружающего остается зрение, которое существенно варьируется в объёме и качестве отображаемых характеристик предметов, развития зрительных функций (различная острота зрения, сужение поля зрения, нарушения цветоразличения, темновой и световой адаптации, бинокулярного зрения). Слабовидящие для улучшения качества зрения, увеличения зрительной информации используют оптические средства коррекции: очки, лупы, телевизионные системы, компьютерную технику. Поскольку слепые обучающиеся имеют трудности с восприятием информации, предъявляемой зрительно, нуждаются в слухо-зрительном и аудиальном предъявлении материала, в образовательном процессе они могут применять специальные тифлотехнические средства обучения: приборы для письма на основе рельефно-графического шрифта, печатные машинки, брайлевские принтеры, аудиотехнику, диктофоны, компьютерные технологии и т.п.

Для обучающихся с нарушениями зрения характерны некоторые особенности восприятия и переработки информации (при запоминании нарушен закон края: запоминают хорошо начало информации, середину и конец - хуже, т.к. утомляются; наблюдается агглютинация (сжатие) усваиваемого материала, важна личная заинтересованность в усваиваемом материале, привязка к собственному опыту и пр.), которые необходимо учитывать в процессе подбора учебного материала. Наравне с этим у студентов с нарушениями зрения на компенсаторном уровне более развита способность к слуховому восприятию и удержанию аудиальной информации, а также к более длительной и устойчивой активности сознания.

Преподавателям и инструкторам по физической культуре важно помнить, что у обучающихся с нарушениями зрения имеются противопоказания к выполнению определенных видов упражнений и особенности, обусловливающие содержание занятий адаптивной физической культурой (АФК), а именно склонность к гиподинамии, нарушения пространственной ориентировки, повышенная утомляемость и некоторые другие.

В процессе реализации высшего инклюзивного образования требуется учитывать своеобразие речевого развития обучающихся с нарушениями зрения: вербализм: нарушение соотношения слова и образа, трудности вербализации зрительных впечатлений, наличие определенных трудностей в овладении языковыми и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, в осуществлении коммуникативной деятельности, в составлении описания предметов и явлений.

В целях доступности получения образования инвалидами по зрению Институтом обеспечивается:

- наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети Интернет для слабовидящих;

- размещение в доступных для слепых или слабовидящих обучающихся местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным рельефноконтрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

- присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

- обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации и в учебные аудитории.

Специальные технологии:

Для слепых рекомендуется использовать специальные устройства по переводу плоскопечатного текста на шрифт Брайля (Брайлевские принтеры).

Проблемы доступа к визуальной информации для обучающихся с нарушениями зрения компенсируются посредством предоставления информации в аудиальной модальности и доступа в электронные библиотечные системы (ЭБС). Компонентами обучающих технологий являются компьютерные программы, дающие возможность озвучивать плоскопечатную информацию с помощью специализированного программного обеспечения.

1. Программы «ТЕКСТ В РЕЧЬ»:

а) Govorilka (бесплатно; текст в речь): ссылка

б) Балаболка (бесплатно; текст в речь): ссылка

в) Яндекс.Диктовка (бесплатно; текст в речь; речь в текст; доступно только для мобильных устройств). Можно скачать в Яндекс.Store

г) MSpeech (бесплатно; речь в текст; текст в речь): ссылка

д) imTranslator (текст в речь; онлайн-сервис): ссылка

2. Программы «РЕЧЬ В ТЕКСТ»:

а) TalkTyper (бесплатно; речь в текст; онлайн-сервис) ссылка

б) Блокнот для речевого ввода (речь в текст; онлайн-сервис; есть возможность интеграции в Windows, но платная): ссылка

в) Яндекс.Диктовка (бесплатно; текст в речь; речь в текст; доступно только для мобильных устройств). Можно скачать в Яндекс.Store

г) MSpeech (бесплатно; речь в текст; текст в речь): ссылка

Специальный интерфейс обеспечивается программами «Синтезатор речи», «Программа экранного доступа для чтения с экрана», «Программа оптического распознавания текста». Адаптация программного обеспечения основана на его совместимости с русской версией озвучивания текста. Основные функции программ речевого доступа:

- озвучивание информации, вводимой с клавиатуры;

- автоматическое озвучивание текстовой информации, выводимой на экран другими программами;

- чтение фрагментов экрана по командам пользователя;

- отслеживание изменений на экране и оповещение о них пользователя.

При проведении аудиторных занятий с обучающимися с нарушенным зрением обеспечиваются требования к экранному тексту:

- больший размер элементов управления;

- четкий курсор;

- четкие границы между элементами;

- возможность работы в ограниченной области экрана;

- преимущество к использованию модальных окон, позволяющих переходить друг к другу без закрытия предыдущего.

Во время проведения занятия учитывается допустимая продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих обучающихся (в соответствие с медицинскими рекомендациями).

Методические аспекты образования обучающихся с нарушениями зрения заключаются в следующем:

- дозирование учебных нагрузок;

- деление сложного, объемного учебного материала на логические части с целью облегчить усвоение данного материала незрячим студентом;

- использование алгоритма для обследования предметов, усвоения определенного учебного материала;

- направленность учебного материала на личную заинтересованность (мотивации) обучающегося с нарушенным зрением;

- использование выпуклых (объемных) схем, рисунков для уточнения, обобщения информации;

- возможность использовать на занятиях специальное программное обеспечение и специальное оборудование, предоставляемое инвалидам по линии Федеральной службы страхования (ФСС) и позволяющее компенсировать зрительное нарушение;

- предоставление образовательного контента в текстовом электронном формате, позволяющем переводить плоскопечатную информацию в аудиальную форму и выпуклопечатную электронную форму;

- предоставление возможности предкурсового ознакомления с содержанием учебной дисциплины и материалом по курсу за счет размещения информации на корпоративном образовательном портале;

- использование четкого и увеличенного по размеру шрифта и графических объектов в мультимедийных презентациях;

- использование инструментов «лупа», «прожектор» при работе с интерактивной доской;

- озвучивание визуальной информации, представленной обучающимся в ходе занятий;

- обеспечение раздаточным материалом, дублирующим информацию, выводимую на экран;

- наличие подписей и описания у всех используемых в процессе обучения рисунков и иных графических объектов, что дает возможность перевести письменный текст в аудиальный;

- обеспечение особого речевого режима преподавания: лекции читаются громко, разборчиво, отчетливо, с паузами между смысловыми блоками информации, обеспечивается интонирование, повторение, акцентирование;

- минимизация внешнего шума и обеспечение спокойной аудиальной обстановки;

- возможность вести запись учебной информации обучающимися в удобной для них форме (аудиально, аудиовизуально, в виде пометок в заранее подготовленном тексте);

- использование в процессе преподавания не только зрительных, но и иных сенсорных модальностей (слуховых, тактильных, вестибулярных), активизирующих процесс сенсорного замещения;

- увеличение доли методов социальной стимуляции (обращение внимания, апелляция к ограничениям по времени, контактные виды работ, групповые задания и др.) на практических и лабораторных занятиях;

- минимизирование заданий, требующих активного использования зрительной памяти и зрительного внимания;

- применение поэтапной системы контроля, текущего и промежуточного; еженедельного контроля выполнения заданий для самостоятельной работы, что способствует непрерывной аттестации обучающихся;

- активизация реабилитационного потенциала за счет применения рефлексивно-деятельностного подхода, специальных адаптационных дисциплин и занятий АФК.

Все эти мероприятия позволят оптимизировать учебный процесс для обучающихся с нарушениями зрения.

Методические рекомендации по созданию специальных условий обучения для обучающихся с нарушениями речи

Особые образовательные потребности:

Обучающиеся с нарушениями речи, как правило, имеют трудности восприятия и/или производства речи. Нарушения речи многообразны, они проявляются не только в нарушении произношения, но и в своеобразии грамматического строя речи и недоразвитии связной речи.

К числу проблем, характерных для лиц с нарушением речи, могут относиться такие как нарушение произношения звуков речи, ускоренный (20-30 звуков в секунду) или замедленный темп речи, нарушение темпо-ритмической организации речи, изменения голоса и некоторые другие.

В структуру особых образовательных потребностей лиц с речевыми нарушениями входят:

- потребность в координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения;

- потребность в индивидуальном подходе в обучении и продвижении в образовательном материале для разных категорий обучающихся с нарушениями речи;

- потребность в постоянном (пошаговом) мониторинге результативности образования;

- потребность в специальных методах, приемах и средствах обучения, в том числе специализированных компьютерных технологиях, дидактических пособиях, визуальных средствах.

Специальные технологии:

В обучении лиц с нарушениями речи специальные технологии призваны облегчить восприятие, понимание речи и использование вербальной информации, удовлетворить потребность таких обучающихся:

- в использовании различных видов коммуникации;

- в дополнительном использовании зрительного восприятия в различных коммуникативных ситуациях;

- в активизации всех сторон и видов словесной речи (устная, письменная);

- в формировании социальной компетентности.

В связи с этим в качестве специальных технологий выступают средства программного и методического обеспечения образовательного процесса, увеличивающие наглядность обучения и активизирующие использование различных видов коммуникации. Обязательными компонентами обучающих технологий являются компьютерные программы и специальное программное обеспечение, предоставляющее возможность наглядно иллюстрировать информацию. Помощь в этом оказывают информационные технологии, предоставляющие мультимедийную среду для изложения и активного восприятия информации. Компьютеризация способствует активизации процесса обучения, позволяет обеспечить дифференцированный подход к обучающимся, интегрированным в общую образовательную среду.

Методические аспекты образования обучающихся с нарушениями речи заключаются в следующем:

- обеспечение возможности работы с печатными изданиями, справочной литературой и словарями;

- наличие системы заданий, обеспечивающих систематизацию вербального материала, его схематизацию, перевод в таблицы, схемы, опорные тексты, глоссарий;

- наличие наглядного сопровождения изучаемого материала (структурно-логические схемы, таблицы, графики, концентрирующие и обобщающие информацию, опорные конспекты, раздаточный материал);

- увеличение доли конкретного материала и соблюдение принципа от простого к сложному при объяснении материала;

- наличие четкой системы и алгоритма организации самостоятельных работ и проверки заданий с обязательной корректировкой и комментариями в личном кабинете студента на корпоративном образовательном портале;

- адаптация преподавателем текста лекции с учетом сложности речевого нарушения;

- особый речевой режим работы (хорошая артикуляция лектора; немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов; обеспечение зрительного контакта во время говорения);

- четкое соблюдение алгоритма занятия и заданий для самостоятельной работы (называние темы, постановка цели, сообщение и запись плана, выделение основных понятий и методов их изучения, указание видов деятельности обучающихся и способов проверки усвоения материала, словарная работа);

- обеспечение непрерывной аттестации обучающихся за счет введения предварительной, текущей, промежуточной, итоговой системы контроля знаний с её применением на каждом занятии;

- четкое указание и соблюдение сроков выполнения текущего и промежуточного контроля;

- соблюдение принципов осуществления контроля: соответствие контроля целям обучения; включение заданий теоретического и практического характера; постепенный переход от простых заданий к сложным; балльная оценка заданий в зависимости от уровня сложности, наличие вариантов кейсов заданий;

- активизация наглядных представлений об изучаемом объекте;

- повышение информативной ценности текстов;

- предоставление возможности соотносить вербальный и графический материал;

- комплексное использование письменных и устных средств коммуникации при работе в группе;

- включение обучающихся в групповую работу;

- обеспечение системы заданий, формирующих умение представлять и защищать результаты своей работы;

- создание условий для развития способности к организации эффективного делового общения;

- сочетание на занятиях всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма);

- активизация реабилитационного потенциала за счет включения в учебный план специальных адаптационных дисциплин («Социокультурная реабилитация и профориентация детей и подростков с ОВЗ» и др.).

Одним из важнейших факторов, способствующих повышению уровня подготовки, является индивидуализация учебной деятельности обучающихся в системе целостного педагогического процесса. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями речи позволит построить процесс обучения с учетом их потенциальных возможностей в добывании знаний.

Методические рекомендации по созданию специальных условий обучения для обучающихся с соматическими заболеваниями

Особые образовательные потребности:

Лица с инвалидностью и ОВЗ с соматическими заболеваниями в основном представлены такими группами хронических соматических заболеваний, как сахарный диабет, тяжелые нарушения сердечнососудистой, дыхательной и кроветворной системы, заболевания центральной нервной системы, онкологические заболевания. Для обучающихся с данной группой болезней характерны такие особенности психофизического развития, как: астения и повышенная утомляемость, снижение объема внимания и памяти, произвольности всех психических процессов в целом.

Специальные технологии:

В обучении лиц с хроническими соматическими заболеваниями специальные технологии призваны облегчить усвоение информации и обеспечить:

- профилактику астенических состояний и психоэмоционального напряжения, повышение физической и умственной работоспособности (более частый отдых, смена видов деятельности и пр.);

- предъявление изучаемого материала с опорой на различные анализаторы;

- четкое соблюдение алгоритма занятия и заданий для самостоятельной работы (называние темы, постановка цели, сообщение и запись плана, выделение основных понятий и методов их изучения, указание видов деятельности обучающихся и способов проверки усвоения материала, словарная работа);

- активизацию всех компонентов учебной деятельности.

В связи с этим, в качестве специальных технологий выступают средства программного и методического обеспечения образовательного процесса, увеличивающие информационную ценность материалов, стимулирующие активность обучающихся. В качестве специальных технологий выступают средства программного и методического обеспечения образовательного процесса, увеличивающие наглядность обучения и активизирующие адаптационные ресурсы обучающихся. Помощь в этом оказывают информационные технологии, предоставляющие мультимедийную среду для изложения и активного восприятия информации. Компьютеризация способствует активизации процесса обучения, позволяет обеспечить дифференцированный подход к студентам, интегрированным в общую образовательную среду.

Методические аспекты образования обучающихся с хроническими соматическими заболеваниями заключаются в следующем:

- нормализация психоэмоционального и функционального состояния обучающихся;

- повышение физической работоспособности;

- снятие утомления и повышение адаптационных возможностей студентов.

На занятиях педагогу рекомендуется:

- использовать наглядный метод обучения;

- вырабатывать самоконтроль у обучающихся;

- делать паузы по ходу занятия;

- предусмотреть смену видов деятельности;

- дифференцировать задания по степени сложности с учетом возможностей студентов;

- обеспечивать оптимальную пространственную и временную организацию образовательной среды;

- максимально расширять образовательное пространство за счет социальных контактов с широким социумом.